суббота, 20 февраля 2010 г.

Крестьянский музей Сету

Крестьянский музей Сету – это музей, в котором представлена хуторская архитектура народа сету конца 19 и начала 20 века, старинные инструменты, роскошные ремесленные работы. Желающие могут поучиться в музее рукоделию сету, послушать фольклорные ансамбли, сходить в настоящую баню по-черному и попробовать традиционные сетуские блюда

Легенда про Вярску



Согласно древней легенде, вода Вярска обладает чудодейственной силой. Рядом со святыми источниками мать земли Маарья оплакивала потерю супруга. Слёзы чистой любви дали силу воде, поднимающейся из глубин Земли. Тот, кто утоляет жажду водой Вярска, получает здоровье, силу и долгую жизнь. В народных преданиях всегда содержится зерно истины. Минеральные воды содержат полезные вещества, которые благоприятно воздействуют на весь организм. В регионе Вярска проживает больше людей почтенного возраста с хорошим здоровьем, чем во всей остальной Эстонии.

1967

Первую артезианскую скважину для минеральной воды пробурили в Вярска в 1967 году.

1970

К разливу минеральной воды приступили в 1973 году. Разливная вода добывается из скважины, глубина которой составляет 470 метров. В 1970-х годах была налажена поставка воды по всей Эстонии. Минеральную воду разливали в стеклянные бутылки ёмкостью 0,5 литра.

1980

В 1986 году в Вярска была установлена производственная линия из ГДР "NAGEMA", которая позволяла разливать 15 тысяч пол-литровых стеклянных бутылок в час. В тот период поставки воды, помимо Эстонии, начались также в Латвию, Псковскую область, Ленинград и Белоруссию. В 1987 году было разлито 17 млн. бутылок минеральной воды.

1990

1-го июня 1993 года в ходе реорганизации было образовано акционерное общество "Värska Vesi", которое до настоящего времени занимается разливом минеральной воды, а также воды с вкусовыми добавками, негазированной питьевой воды (глубина скважины 150 м) и кваса. В 1995 году приступили к разливу воды в ёмкости из полиэтилентерефталата.
В период независимости минеральная вода экспортировалась в Латвийскую Республику.

2000

С 2003 года производственные помещения AS Värska Vesi соответствуют нормам, установленным Европейским Союзом.
2005 Värska Mineraalvesi – это единственная признанная в Эстонии природная минеральная вода

пятница, 19 февраля 2010 г.

Пещеры в Пиузе


В Пиузе берет начало природоохранная территория древней долины Пиуза, другой конец которой находится в Вастселийна. По территории можно проводить походы нескольких видов. Например прогулка по природной учебной тропе длиной в 1,4 км, которая начинается у деревенского магазина Пиуза. На тропинке можно встретить инфо-таблички о растениях, мхах и лишайниках, а также насекомых. На одной из них рассказывается о муравьином льве – муравьиной стрекозе. Муравьиная стрекоза это насекомое, летающее в сумерках.
Недалеко от учебной тропинки находится и гончарная мастерская, где можно не только полюбоваться керамикой, но и самим изготовить ее.

В древней долине Пиуза находится и долина Смерти, где в тишине можно насладиться красотой природы.
В 11 км от Пиузы, в древней долине находится хутор Йыевеэре «Приречный». На хуторе есть свой музей, баня по-черному и прекрасные лужайки.

В древней долине Пиуза находятся и «Хярмаские стены». Это своеобразные обнажения песчаника, нависающие над рекой Пиуза. Самые высокие в Эстонии.

КУХНЯ СЕТУ

Картофельно-крупяная каша с грибами
1 кг очищенного картофеля, 1 л воды, соль, 1/2 стакана крупы, 50 г жира, 300 г грибов, 1 луковица
Измельченный картофель положить в подсоленную воду, варить до полумягкого состояния. К картофелю добавить промытую крупу, но не размешивать. Тушить на медленном огне, пока картофель не станет мягким. Лук покрошить и вместе с грибами прогреть в жире, добавить в кашу и тщательно размешать.

Мясной пирог из ржаной муки
2 стакана теплой воды, 25 г дрожжей, 1 ч. ложка сахара, 0,5 кг ржаной муки, 0,5 кг пшеничной муки, соль, 200 г копченого мяса, 2 средних луковицы.
Дрожжи развести в теплой воде, добавить сахар, соль и муку. Замесить тесто, дать ему подняться. Мясо порезать на маленькие кубики, пожарить их с нарезанным луком. Добавить приправы. Поднявшееся тесто разделить на два равных куска, каждый из них раскатать в ровный пласт толщиной около 1 см. Один пласт поместить в смазанную маслом форму, сверху положить начинку, накрыть ее вторым пластом. Края завернуть, пирог поместить на противень. Перед тем, как ставить пирог в духовку, смазать тесто сверху молоком. Печь при температуре 180о до готовности.

Холодный суп "Любница"
1,5 л кваса, 200 г колбасы без жира, 100 г зеленого лука, 200 г свежих огурцов, 100 г сметаны, 6 редисок, 2 яйца, соль, сахар, горчица
Колбасу нарезать кубиками. Луковицы покрошить и растирать с солью, пока не выступит сок. Вареные яйца, огурцы и редис также нарезать кубиками. Смешать сметану с яйцами и луком, после чего добавить соль, сахар и горчицу по вкусу. Затем залить все квасом, добавить остальные продукты, тщательно перемешать и поставить в холодное место.

Сетуские пивные блины
2 стакана гречневой или ячменной муки, 3 стакана пшеничной муки, 2 стакана молока, 3 стакана пива, 3 яйца, 8 ст. ложек сметаны, 3-4 ч. ложки соли, 30 г дрожжей, пиво для обжарки
Дрожжи развести в парном молоке, добавить муку, соль. Затем добавить в тесто яичный желток, пиво, сметану и оставить на 3 часа подниматься. Перед тем, как жарить блины, добавить в тесто взбитый белок.

Овсяный кисель
0,5 кг овсяной муки, 2 л воды, 1 ст. ложка масла, 2 ст. ложки сахара, соль по вкусу
Крупные овсяные хлопья заливаются теплой водой, размешиваются деревянной ложкой и ставятся в теплое место киснуть. 2 дня спустя смесь процеживают, полученную жидкость сливают в жаровню и варят на маленьком огне, непрерывно помешивая. Когда смесь загустеет и сделается однородной, кисель готов. В него добавляют соль, сахар и масло. Едят кисель теплым с холодным молоком либо холодным со сладкой водой.

Кутья
Горох размочить, сварить и процедить. Сделать сладкую сахарную водичку, положить в нее горох и дать повариться. Получившееся блюдо остудить.

Суп из снетков
300 г высушенных чудских снетков, 2,5 л воды, 2 луковицы, 3 ст. ложки жира, 8 картофелин, 2 стакана молока, 1 ст. ложка муки, соль, 1 ст. ложка сметаны, зелень.
Высушенные снетки вымочить в холодной воде, затем обсушить, процедив воду через сито. Покрошенный лук поджарить в жире, добавить в него рыбу и подогреть. Картофель сварить в подсоленной воде до полумягкого состояния, добавить рыбу и лук и варить на медленном огне, пока картофель не будет готов. В конце влить разведенную в небольшом количестве молока муку, добавить оставшееся молоко и варить до полной готовности. До того, как подать суп на стол, добавить и размешать сметану и зелень.

Блины с салакой
Тесто: 2 яйца, 1/2 стакана молока, 1 ч. ложка соли, 2 ст. ложки жира, 1,5 стакана пшеничной муки. Начинка: 400 г салаки
Салаку вымочить и очистить от костей. Приготовить муку для блинов. Когда блин начнет подсушиваться с одной стороны, положить сверху очищенную рыбу, добавить еще немного теста и пропечь блин с обеих сторон. К блюду можно добавить луково-сливочный салат.

Яичная каша
3 ст. ложки муки, 2 стакана молока, 3 яйца, соль, 1 ст. ложка жира, зелень
Муку смешать с небольшим количеством молока, добавить свежевзбитые яйца и оставшееся молоко, а также соль по вкусу. Жир растопить, залить им яичную смесь, после чего, слегка помешивая, подогреть. Подавать холодным, сверху кашу можно посыпать мелко нарезанным луком.

Зеленая картофельная каша
800 г картофеля, 200 г листьев молодых сныти, редиса, первоцвета, 2-3 ст. ложки сливочного масла, 2 луковицы, 1 стакан молока, вода, соль
Картофель очистить, измельчить и сварить в подсоленной воде. Процедить, затем сделать пюре. Листья промыть, мелко нарезать, стушить в сливочного масле с порезанным луком и добавить в картофельное пюре. Добавить теплое молоко. Взбить до легкой пены и положить приправы. Если каша покажется слишком сухой, можно при взбивании добавить оставшуюся после варки картофеля воду. Подавать с грибной подливой.

Винегрет сету с берегов Чудского озера
3 морковки, 2 свеклы, 2 яблока, 5 картофелин, 1 луковица, 2 соленых огурца, 5 ст. ложек квашеной капусты, 2 ст. ложки растительного масла, разбавленный уксус, соль, сахар, горчица
Морковку, свеклу и картошку сварить, охладить и порезать ломтиками. Яблоки и огурцы порезать в сыром виде и тоже ломтиками. Луковицу и квашеную капусту порубить. Нарезанные овощи смешать, добавить растительное масло, уксус, соль, сахар и горчицу. Дать немного постоять в холодном месте.

Грибные котлеты
300 г соленых грибов, 200 г свиного фарша, 1/2 стакана ячменной муки, 3 средних луковицы, 2 яйца, белый перец, сухари
Грибы вымочить и покрошить. Лук мелко покрошить, после чего потушить в масле до золотого цвета. Все продукты тщательно смешать. Дать постоять один час, после чего слепить котлеты, обвалять их в сухарях и пожарить.

Картофельно-творожные котлеты
2 пачки творога, 6 картофелин, 3 яйца, 1 ч. ложка соли, 3/4 стакана муки, жир
В творог добавить сваренный измельченный картофель. Продукты перемешать, замесить однородное тесто. По желанию добавить кусочки яблок. Слепить котлеты и обвалять их в сухарях, после чего обжарить с обеих сторон до светло-коричневого цвета. К соленым котлетам рекомендуется предлагать рыбно-сливочную подливу. Для того, чтобы котлеты получились сладкими, в тесто можно добавить сахар, а готовое блюдо посыпать корицей.

Фольклор сету


До наших дней дожило богатейшее, поразительное по красоте и разнообразию народнопоэтическое творчество сету: песни, музыка, танцы, сказки, предания, пословицы, загадки, игры. Все календарные и семейные обряды, все этапы трудовой деятельности, повседневная жизнь сету запечатлены в песне, каждое ритуальное действие закреплено звуком и образом.

Первооткрывателем сетуского фольклора был Ф.Р. Крейцвальд, но крупнейшим собирателем и специалистом в области поэтического творчества сету является Я. Хурт. Знаток сетуской культуры, он хотел издать «Книгу о сету», но, к сожалению, не сумел реализовать задуманное. Свет увидели только три тома «Песен сету» (1975 текстов песен), изданные в 1904 - 1907 годах Финским литературным обществом.

По наблюдениям Я. Хурта, у сету была своя «классификация» песен. Они разделяли их на три группы:

1) старинные (wana laulu), «унаследованные с древних времен», песни сказочного, легендарного или мифологического, а также нравоучительного содержания, т.е. лиро-эпические;

2) очередные или порядковые (korra laulu) - «все песни, которые переходят из поколения в поколение» и повторяются из года в год, из жизни в жизнь, т.е. трудовые, обрядовые, игровые и т.п.;

3) суетные песни, т.е. импровизации (tsorts laulu) - «песни между прочим», в том числе и непристойные. Все они, будучи «выражением душевного настроения», забываются «столь же быстро, как они возникают».

Хранительницами песенно-поэтических традиций сету в XIX в. были женщины, лучших из них, владеющих даром импровизации, в Сетумаа называли Матерями Песни. Игра же на музыкальных инструментах считалась исключительно мужским делом.

Как и у всех прибалтийско-финских народов, древнейшим и наиболее чтимым музыкальным инструментом у сету был канн ель. По легенде, каннель сделал Бог (из можжевельника), а все остальные музыкальные инструменты (дудку, флейту, свирель, рожок, скрипку, гармонь) изобрел для соблазна людей черт. Сету верили, что заключенная в каннеле чудесная сила способна отогнать смерть. Во время Великого поста, когда всякий шум и веселье, даже озорство детей старше семи лет запрещалось, игра на каннеле считалась богоугодным делом: каннель - illos Eessu pill (прекрасный инструмент Иисуса).

В повествовательном фольклоре сету особо следует выделить сказку. Среди сету было много сказителей (сказительниц), обладающих умением развертывать фабулу. Здесь эстонские фольклористы записали самые длинные сказки. Характерно, что, если сказка содержала стихотворные вставки, то сету их напевали.

Предания не пользовались такой популярностью, как сказки, однако и их у сету сохранилось достаточно. Многие предания, зафиксированные этнографами XIX в., можно слышать и сегодня, в конце XX в.; они почти не изменились. Например: предание о мужике, который пытался использовать для хозяйственных нужд Иванов камень.

Большая часть сетуских преданий носит локальный характер и связана с местными священными камнями, каменными крестами, часовнями, источниками, могильниками, чудотворными иконами и историей Псково-Печерского монастыря. Среди последних предание о «печерском богатыре», именуемом Корнилой. В этой своеобразной сетуской Калевале (правильнее сету-выруской, так как «печерский богатырь» является также героем сказаний у выруских эстонцев), кроме ратных подвигов, в числе деяний богатыря - строителя стен Печерского монастыря, замечательная кончина или бессмертие. Предание рассказывает, что богатырь после отсечения головы Иваном Грозным взял ее в руки, «пришел в монастырь и улегся спать», предсказав, что не восстанет от смертного сна до тех пор, покуда не начнется распря столь великая, что кровь хлынет через построенные им монастырские стены. Это сетуское предание о «печерском богатыре» сопоставимо с эстонским преданием о богатырях Калевипоэге и Суур-Тыле и русскими легендами о преподобном Корнилии и святителе Николае. Последний тоже, по утверждениям сету, лежит в Тайлове - самом «заповедном» сетуском приходе XIX в. и восстанет в час «последней битвы».

Тематика песен и повествований у сету та же, что и у других земледельческих народов Восточной Европы. Но именно в фольклоре сету наиболее последовательно отразились характерные черты их социально-конфессиональной общности: групповое сознание православных крестьян-общинников, не испытавших помещичьего произвола. У сету не получила развитие тема социального (антифеодального, антиклерикального) протеста, отсутствует также тема семейного конфликта на почве майората - традиции передачи земли только старшему сыну. К произведениям социального и семейного круга у сету относятся рекрутские причитания, сказки и песни о сиротской и вдовьей доле. Вместе с тем в фольклоре сету явно выступает их христианизированное общественное сознание, о чем свидетельствуют устная апокрифическая традиция, получившая широкое распространение: «лиро-эпические народные песни, в которых присутствуют библейские персонажи..., чаще, чем в других местностях, встречаются в кругу сетуских песен».

Изучение фольклора приводит к выводу, что культура сету, будучи сопоставлена с культурами других прибалтийско-финских народов Северо-Запада России, не является ни языческой, ни архаической, «первобытной», как ее были склонны рассматривать некоторые исследователи XIX в. (например, Я. Хурт). Культура сету выглядит необычно только при сравнении ее с европеизированной лютеранско-протестанской культурой Эстонии XIX в. В сопоставлении с культурой води, ижор, вепсов, карел и даже русских крестьян Северо-Запада, она обнаруживает как структурно-стадиальную, так и тематическую общность. Причиной этой общности являлись как длительное разностороннее общение, так и единство религии.

Пеко (Peko Jumal)


Пеко Peko Jumal в народных верованиях - божество плодородия, покровитель плодородия, а также повелитель небесных осадков, защитник от града. Фигурка Пеко была достоянием определенного братства (группы родственных семей). Стоявший в зерновых закромах запылённый Пеко был всего лишь вытесанным из чурбака (по другим заявлениям – сделанный из воска) примитивным мужским торсом, в голове которого просверливались отверстия для свечей. Каждый год божок переходил из семьи в семью. Наиболее известен Пеко из угла Мокролуга в окрестностях Обиницы. Пеко старались скрыть от чужого взгляда в амбаре. Два раза в год народ собирался на общие праздники, чтобы почтить Пеко. Ритуальные празднества справляли после жатвы в Иванов день и на Сретенье, во время которых главным действием было зажигание свечей. В честь Пеко устраивалась совместная трапеза перед началом и по окончании полевых работ. После весеннего посева собирались на праздник. Праздник организовывался совместно: ячмень на пиво собирался заранее, а еду приносили с собой. Выбор нового хозяина Пеко происходил на осеннем празднике и только из числа мужчин. Раньше это случалось с помощью «кровавого жребия». Мужчины собирались ближе к ночи к устроителю праздника, ели каждый из своего мешка, повернувшись спиной друг к другу. Затем просили у Пеко защиты для своего хутора, зерна и скота. Кровавый жребий был основан на том, что мужчины выбегали на улицу и начинали драться и перепрыгивать наперегонки через изгородь. У кого первого появлялась кровь, тот и становился хозяином Пеко на следующий год. Позже кровавый жребий заменили выбором пламенем свечи. Избранный хозяин Пеко заворачивал фигуру в белое льняное полотно и забирал с собой. Теперь он мог держать у себя Пеко целый год, и его обязанностью было устроить на следующий год праздник. Считалось, что Пеко принадлежали специальные "святые" деревья, под которые приносили жертвоприношения.

Имя Пеко знали финны, карелы, водь. Ближайшие параллели подобного культа можно увидеть в ритуале древнефинского празднества в честь бога Укко, карельского Пеллонпекко и даже в мордовском празднике Солтан-керемят. Вероятно, Пеко у сету был первоначально одним из духов покровителей рода, а позже - территориальной общины (деревни). Со временем он превратился в божество плодородия, а также повелителя небесных осадков. Ещё в начале нашего столетия культ Пеко существовал в некоторых селах Сетумаа.

В сетоском эпосе «Пеко» сказительница Анне Вабарна воспевает Пеко как короля Сетумаа. Поскольку король спит в песчаной пещере города Печоры (покоится в Печорском монастыре), Сетумаа должна находиться под властью чужого правителя. Вот так и сходятся сету каждый год, преступают государственные законы, создают своё королевство и выбирают своего короля и своих умельцев, чтобы управляли их землёй, вернее избирают не самого короля, а его наместника. Согласно верованиям сето, народный избранник видит те же сны, что и король, и поэтому может передать своему народу волю властелина.

28 августа проходит традиционный деревенский праздник народа сето — кермаш (вокруг Вярски - ‘kirmas’, в окрестностях Обиницы - ‘kirmask’). Эстонское соответствие кирмаску – симман. Кирмаск устраивают после церковного праздника. Девушки танцуют и поют, а матери любуются своими дочерьми и высматривают среди девущек кандидаток в невестки: кто как одет и насколько богато наряжен. Кирмаск – это ещё и место встречи молодых. Особых правил поведения молодых людей не было, в отличие от правил поведения женщин и девушек, так что парни смело высматривали девушек, могли напиться и подраться

Святые покровители

В этом своём качестве (защитника от града) образ Пеко сливается в сознании верующих с образом христианского Ильи-Пророка и Онуфрия Мальского. Ильин день - престольный праздник в большинстве деревень сету Печорского района. Мальское воскресенье - общеприходской заветный праздник в деревне Малы, где расположена церковь св. Онуфрия (св. Онуфрий избавил крестьян от града, выпавшего летом). Илья-пророк, ездящий, по народным представлениям, по небу в огненной колеснице, управлял не только погодой, но и оказывал покровительство лошадям.

У сето, кроме святого Ильи, покровителями лошадей считались также святой Юрий (Георгий), святые Фрол и Лавр. Святой Власий был покровителем крупного рогатого скота - близ Власьева дня обычно телились коровы. Святой Антоний был покровителем свиней - в январе начинали пороситься свиньи. В день святого Антония (17 января) у сету и эстонцев на праздничном столе обязательным блюдом была свинина (свиная голова).

Две святые - Анастасия и Анна - почитались как покровительницы овец. В день празднования памяти Анны Праведной (25 июля) в деревне Сульпики Паниковского прихода и в деревне Малая Тросна Верхоустенского прихода, где существовала часовня этой святой, крестьяне-сету, «подставляя к иконе приношения в виде бараньих голов, ног и шерсти», приговаривали: «Ашка, Ашка! Ешь барашка!» Не только по отношению к святой Анне сету выказывали «крайне грубые языческие представления».

До середины XX века на территории Сетумаа особым почитанием пользовались два тёплых камня: Титов камень - в глубоком овраге на ручье Каменце (г. Печоры, ул. Овражья) и Иванов камень, находящийся в деревне Мегузицы, у ручья (на территории Эстонии).

К Титову камню приходили женщины сету из Тайлова, Паниковичей и других мест на Фоминой неделе, в Радуницу. По сведениям местных жителей, «камень действительно был тёплым, хотя и была ранняя весна». Здесь лечили женские болезни: прижимались животом, чтобы избавиться от бесплодия; приносили пищу к камню; потом была трапеза и гулянье (кирмаш) на поляне, на другой стороне оврага.

Об Иванове камне существовало предание, что Иоанн Креститель и апостол Пётр сидели на нём, умывали ноги и обувались. Вероятно, поэтому Иванов камень более всего «помогал» при болезнях конечностей и позвоночника. Сюда собирались толпы народа в Иванов день: русские, сету, эстонцы. Русские шли в церковь, сету-«богомолки» зажигали свечи, ставили их на камень, зачерпывали ложкой масло или творог и клали туда же, прикладывались к камню больными местами. Оба камня, дарующие здоровье и плодородие, вероятно, были связаны с культом Пеко. Возможно, в ритуальных действиях, совершавшихся около них, сохранились реликты некоего «бабьего праздника» у «идоложертвенного» камня, известного у других финноязычных народов.