Причем настолько, что и главные, и второстепенные лица христианской мифологии (Христос, Дева Мария, апостолы, Лазарь...) стали персонажами многих сказов, песенных былин и эпических поэм сето, они действуют и взаимодействуют в этих произведениях не только с былинными сетосскими героями, но и с существами из языческой “демонологии” — водяными, лешими, русалками, кикиморами…
Здесь уместно познакомить читателей с еще одним этнонимом сето — “п о- л у в е р ц ы”. Это не самоназвание, как можно понять, — так нередко до сих пор в быту русское население Псковщины и Эстонии величает эту народность. Ничего обидного мои русские земляки в сие словцо не вкладывают. Однако еще в конце XIX века исследователь народной культуры прибалтов Ю. Трусман отмечал, что сетосцы считают это название для себя обидным, предпочитая, чтобы их называли “русскими” или “сето”. Одна из версий происхождения имени “полуверцы” как раз и опирается на факт сохранения в быту и в миросознании псковских угро-финнов “субстрата” языческой веры в обожествляемые силы природы, земли, воды, леса и болот — при всей истовой преданности “полуверцев” православию. Но вряд ли такое объяснение полноценно: ведь, скажем, те же русские псковичи (опять-таки по длительным наблюдениям автора), причем вовсе не только в дальних деревушках живущие, до сих пор “водятся” со всякими языческими персонажами — обожают сказки про домовых, леших и прочую чертовщинку — однако себя “полуверцами” отнюдь не считают. Или, если обратимся к национальной гордости эстонцев, их могучему эпосу “Калевипоэг”, созданному, верней, собранному и обработанному на основе множества преданий уже в XIX веке крупнейшим ученым-фольклористом и поэтом-просветителем Ф. Р. Крейцвальдом, то убедимся: в нем христианские мотивы начисто отсутствуют — при всем том, что большинство лифляндских эстов уже несколько столетий исповедуют лютеранство... Скорее всего, термин “полуверцы” рожден “пограничным” в обоих смыслах, или “маргинальным” — с точки зрения как русских, так и эстонцев — положением и миросозерцанием народа сето, соединяющего в себе черты как восточно-славянской, так и угро-финской этнодуховности.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий